Комментарии экспертов к Закону о контрактной системе
Jun 21, 2013
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
В ч. 1 комментируемой статьи определены общественные отношения, урегулированные нормами Закона о контрактной системе, которые в силу этого становятся правовыми отношениями: отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, а также на обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок в части, касающейся:
-
планирования закупок товаров, работ, услуг;
-
определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
-
заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в т. ч. приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, автономным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом, получающим в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетные инвестиции;
-
особенностей исполнения контрактов;
-
мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
-
аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
-
контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контроль в сфере закупок).
Частью 2 комментируемой статьи определены отношения, к которым Закон о контрактной системе не применяется:
-
оказание услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
В п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о контрактной системе содержится положение, применительно к действию комментируемого Закона с точностью воспроизводящее правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом (имеются в виду любые законодательные акты), то применяются правила международного договора. Следует отметить, что указанная конституционная норма не ограничивается приведенным положением. Там же установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее – Закон № 101-ФЗ). Согласно положениям этого Закона понятием "международный договор Российской Федерации" охватываются:
-
международные договоры РФ, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями, иными обладающими правом заключать международные договоры образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), Правительства РФ (межправительственные договоры), федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (п. 2 ст. 3);
-
международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства – продолжателя СССР (п. 3 ст. 1).
Согласно подпункту "а" ст. 2 Закона № 101-ФЗ международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее – иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона № 101-ФЗ положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты;
-
-
закупка товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральными законами от 20.08.2004 № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и от 20.04.1995 № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
Частью 3 комментируемой статьи установлено, что особенности регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, а также на обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, могут быть установлены Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее – Закон № 275-ФЗ) в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно ст. 1 Закона № 275-ФЗ данный Закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (далее также – продукция) по государственному оборонному заказу. Правовое регулирование отношений в сфере государственного оборонного заказа основывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом № 275-ФЗ, федеральными законами в области обороны и безопасности Российской Федерации, поставок продукции для федеральных государственных нужд, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
Законом № 275-ФЗ могут быть установлены следующие особенности регулирования указанных отношений:
-
планирование закупок в рамках государственного оборонного заказа (ч. 2 ст. 16 Закона о контрактной системе);
-
определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (ч. 21 ст. 22 Закона о контрактной системе);
-
описание объектов закупок по государственному оборонному заказу (ч. 6 ст. 33 Закона о контрактной системе);
-
определение цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом того, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке (ч. 3 ст. 34 Закона о контрактной системе);
-
дополнительные требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственному оборонному заказу, а также особенности проведения такой экспертизы (ч. 5 ст. 41 Закона о контрактной системе);
-
порядок принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу (ч. 25 ст. 95 Закона о контрактной системе);
-
обеспечение исполнения контракта в сфере государственного оборонного заказа (ч. 10 ст. 96 Закона о контрактной системе);
-
особенности осуществления предусмотренного ч. 10 ст. 99 контроля в сфере государственного оборонного заказа (ч. 31ст. 99 Закона о контрактной системе).
Add Pingback